«ТАГРАС» продолжает серию кроссдивизиональных семинаров. Участники очередной встречи обсудили лучшие практики в области бережливого производства. Профильные специалисты дивизионов собрались на базе «ТМС групп» и на практике увидели эффективную организацию производственного процесса.
В приветственном слове генеральный директор Холдинга «ТАГРАС» Ленар Назипов отметил, что внедрение системы бережливого производства – процесс для дивизионов не новый. По словам Ленара Лимовича, этот инструмент должен эффективно функционировать на постоянной основе, оставаться приоритетным в деятельности каждой компании и помогать результативно решать вопросы, связанные с повышением производительности. Руководитель Холдинга также подчеркнул, что в работу в области бережливого производства (БП) должны быть активно вовлечены не только руководители и ведущие специалисты, но и рядовые производственники. Только тогда этот процесс перерастет в масштаб культуры всего предприятия.
Около 15 млн рублей в год – таков экономический эффект, полученный от проекта, по повышению производительности труда при изготовлении и ремонте УЭЦН, специалистами дивизиона «Система-Сервис». Об инструментах, которые помогли достичь такого результата, участникам семинара рассказал первый заместитель директора по производству – главный инженер ООО «РИНПО» Марат Маликов.
На первом этапе рабочая группа составила карту потока создания ценности (КПСЦ) текущего состояния существующих процессов и выявила потери и проблемы:
– низкий объем разбираемого оборудования,
– низкая пропускная способность мойки деталей,
– частые поломки пескоструйных машин,
– излишняя транспортировка между подразделениями,
– долгое ожидание разбора и тестирования оборудования.
Далее специалисты составили КПСЦ уже будущего состояния и сформировали мероприятия по ее достижению в разрезе потоков ремонта и изготовления электроцентробежных насосов, гидрозащит и погружных электродвигателей. В результате производительность труда выросла на каждом участке, коэффициент эффективности процесса ремонта и изготовление УЭЦН возрос с 71 до 83%.
Руководитель службы организационного развития дивизиона «Татнефтедор» Дмитрий Шашин рассказал о реализации проекта по оптимизации потоков в процессе содержания автомобильных дорог. Дивизион занимается эксплуатацией дорог в 9 районах на юго-востоке Татарстана, которые необходимо круглогодично содержать в нормативном состоянии. Один из основных видов работ в данном направлении – ямочный ремонт. Ввиду высокой вариабельностью выполнения работ руководством дивизиона была поставлена задача повысить их эффективность и оптимизировать производственные потери. Благодаря использованию таких инструментов бережливого производства, как картирование процесса, построение диаграммы Спагетти, производственный анализ, 5 С, визуализация и другие, в частности, удалось:
– снизить время протекания процесса по ямочному ремонту в смену на 12%,
– снизить расход битумной эмульсии в смену на 75%,
– повысить выручку на одного человека в смену на 24%.
Немаловажным, по мнению докладчика, стало очное и дистанционное обучение персонала по внедрению системы БП, вопросам повышения производительности, которое прошло в дивизионе еще до старта работ. Обучение прошла вся команда проекта: от руководителей до рядовых сотрудников.
Результатами внедрения проекта по повышению эффективности ремонтно-механической мастерской Альметьевского автотранспортного цеха ООО «РемСервисТранспорт» дивизиона «ТАГРАС-РС» поделился начальник РММ Андрей Ярушкин. По причине дефицита водительского персонала и частого привлечения водителей к ремонту транспортных средств, было принято решение внедрить проект под звучным названием – «ПИТ-стоп». Рабочая группа, проведя анализ техобслуживания спецтехники в Альметьевском АТЦ, разработала карту потока создания ценности процесса, выявила на участках ряд потерь, исключив которые, получилось снизить участие водительского состава в ремонтных работах на 30%, снизить время проведения техобслуживания на 25%, а также сократить количество техники на ТО на 8% в день. В итоге в компании выросла выручка, а высвобожденный персонал может предоставлять платные услуги сторонним компаниям.
– соответствие рабочих мест принципам БП;
– инструменты совершенствования;
– вовлеченность;
– работа с потоком создания ценности;
– обмен опытом;
– оценка деятельности по повышению профессиональных навыков.
Для достижения целевых показателей развития разрабатываются мероприятия и целеполагание по их достижению, организуется повторное обучение основам БП. В целях закрепления материала на производстве совместно с мастерами проводится картирование производственного процесса с составлением карт текущего и целевого состояния. По результатам работы во втором полугодии 2022 года отмечена положительная динамика показателей и ее увеличение на 34%.
По итогам 2022 года производительность труда стала рекордной за всю историю деятельности Холдинга «ТАГРАС» – за год показатель вырос на 35% и составил 4,2 млн руб. на человека.