Интервью заместителя директора по общим вопросам ООО «ТМС групп» дивизиона нефтесервисного Холдинга «ТАГРАС» газете «Навигатор» - об успехах, реализации идей и непростых решениях.
- Скажем так, уникальных направлений, скорее, нет, а вот элементы пересмотра стандартных подходов в направлениях деятельности присутствуют. Все мы пришли в «ТМС групп» из НГДУ с большим опытом работы и знаниями, на тот момент у всех предприятий, я сейчас имею ввиду не только наши управляемые организации, но и другие дивизионы Холдинга «ТАГРАС», структуры обеспечения имели разные модели, кто-то внедрял систему децентрализованных закупок, кто-то уходил на аутсорсинг закупочных процедур, а кто-то шел по принципу централизованных закупок. Мы для себя приняли модель централизованных закупок с полным циклом подготовки и обеспечения производства. Такое решение позволило сэкономить трудоресурсы. Централизация позволяет договориться о цене на дисконт и сроках поставки, предъявить свои требования к качеству поставляемой продукции. Как ни крути, от централизации знаний, навыков и комплексного решения любой задачи мы видим только плюсы. Сегодня «ТМС групп» в Холдинге «ТАГРАС» доверяют реализацию самых значимых пилотных проектов по процессам обеспечения.
- В чем заключается особенность этой структуры в «ТМС групп» и почему она занимает приоритетное место в Холдинге «ТАГРАС»?
- Мы реализуем проект по процессам закупок, в котором оператором в структуре Холдинга «ТАГРАС» выступает наша компания, в частности - Центр обеспечения бизнеса. В ЦОБ входят службы закупки и реализации, транспортной логистики, подготовки производства. В данном случае мы выступаем не только операторами закупок, которые проводят конкурсные процедуры, у нас полный цикл: мы организовываем прием заявок в автоматическом режиме, затем проводим конкурсные процедуры, заключаем договоры, организуем поставку и логистику, учет и хранение. Это единственный такой институт в Холдинге, во всех других дивизионах подобного нет. У них есть отделы закупок, которые проводят тендерные процедуры, далее эти процессы получают свое продолжение в их управляемых обществах. У нас же, напротив, все в комплексе.
- Рамиль Сагитович, как пришла идея создать подобный институт, и за какой период времени удалось достичь результатов?
«Начиная с 2008 года, имея за плечами опыт НГДУ, мы стремились к совершенствованию процессов обеспечения. Активно экспериментировать в части трансформации цеха подготовки производства в Центр обеспечения бизнеса мы стали в 2015 году. Идея по организации комплексных централизованных закупок, предложенная в те годы, сейчас дает плоды».- Информационные технологии не стоят на месте, часть процессов удалось автоматизировать, соответственно, где автоматизация, там оптимизация ресурсов. Развитая и улучшенная ресурсная база, большое количество тендерных процедур, номенклатурных групп и закупаемых товаров, а это более 3-х с половиной миллиардов – дали нам понимание, что мы могли бы попытаться зарабатывать на этом. Из центра затрат мы превратились в центр прибыли. К примеру, закупаем телефоны, а из-за того, что берем их в большом объёме, они выходят нам с большим дисконтом, то есть, по цене ниже рыночной. Мы предоставляем возможность дивизионам приобретать с нашей наценкой этот или иной товар на более выгодных условиях, чем если бы они закупали товар напрямую.
- Этим уникальным предложением могут воспользоваться только дивизионы Холдинга «ТАГРАС»?
- И сторонние организации тоже. Впервые такую возможность мы предложили в 2019 году. Пилотным проектом стала покупка подшипников. Закупили для себя, предложили дивизионам. Нашу идею Холдинг «ТАГРАС» поддержал. Сейчас подшипники для всех дивизионов поставляются через нас, к тому же, впервые нашими услугами и сервисом стали пользоваться сторонние организации. Получив определенные результаты на этом этапе, мы вышли еще с одним предложением. Так сложилось, что на рынке металлопроката произошел коллапс, в результате чего цена на металл выросла до 100% по ряду номенклатур. Это связано с тем, что квоты на реализацию за рубеж для заводов были отменены, соответственно, увидев там большую маржинальность, все ринулись туда. Так возник дефицит, который, собственно, и привел к необоснованному росту цен. «ТМС групп» развивает в Холдинге механический сервис. На фоне происходящих событий мы предложили закупку металлопроката осуществить через нас, то есть объединить наш объём и объёмы всех дивизионов. К нам также присоединился ряд крупных заводов, среди которых «Алнас», «ИжНефтеМаш» и другие. При поддержке Холдинга «ТАГРАС» удалось провести необходимые процедуры и выступить в лице единого оператора. Уже сегодня мы начали осуществлять поставку металлопроката во все дивизионы Холдинга, а также готовимся к отгрузке сторонним предприятиям.
- Есть ли в этой централизованной структуре сервис для тех, кто выбрал «ТМС групп» в качестве единого оператора закупок?
- Если касаться транспортных логистических услуг, а это отдельная тема, то мы готовы оказывать комплексные услуги заказчику. И одна из них - организация железнодорожных перевозок. Расширили эту сферу услуг в 2016-2017 годах, а уже в 2020 году заработали порядка 170 млн рублей выручки и 11 млн рублей чистой прибыли. Скажу, что по металлопрокату мы запланировали серьезный объем выручки – более 350 млн рублей.
«Наша цель – осваивать рынок, искать новые возможности для гармоничного развития».Исторически сложилось так, что служба снабжения наделена обеспечивающими функциями и всегда оставалась в расходной части компании. Нам удалось достичь самого важного – ЦОБ сегодня не только несет затраты, но и зарабатывает, а, значит, обеспечивает благополучие, гарантии и стабильность сотрудникам компании.
Людмила Кадырова
«Навигатор»